Сенсорная алалия - одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей, зачастую приводящее к детской инвалидности. От раннего начала логопедической работы зависит успешность преодоления этого речевого расстройства. Именно поэтому так важна своевременная диагностика сенсорной алалии.
Причиной сенсорной алалии являются органические поражения головного мозга, в результате которых нарушается работа тех отделов коры, которые отвечают за восприятие речи (верхневисочные отделы).
Часто повреждение мозга при сенсорной алалии носит двусторонний характер с преобладанием изменений в доминантном по речи полушарии. Однако при сенсорной алалии может быть нарушено функционирование не только височных зон, но и других отделов мозга (ствола мозга, лобных, теменных зон коры), что обнаруживается на электроэнцефалограмме. Такая обширная локализация патологического механизма во многом объясняет стойкую и тяжелую картину нарушения.
Сенсорная алалия редко встречающееся нарушение, но несомненным фактом является трудность её диагностики, особенно у детей раннего возраста. Некоторые симптомы сенсорной алалии делают её похожей на речевые расстройства, встречающиеся при других вариантах нарушенного развития (аутизм, недоразвитие речи при нарушениях слуха или специфические речевые расстройства у детей с интеллектуальной недостаточностью). Однако есть целый ряд симптомов, которые, складываясь в общую картину, позволяют поставить диагноз сенсорная алалия:
1. Относительная сохранность биологического слуха (в отличие от тугоухости).
Ребенок слышит звуки окружающего мира – и в этом его отличие от детей с нарушениями слуха. Но эта реакция не отличается стойкостью, что видно по результатам аудиометрии (проверки слуха). Аудиограмма практически соответствует норме. Однако в состоянии утомления ребенок перестает воспринимать звуки той же силы и частоты, что и некоторое время назад. Отмечается вариативность слуховых порогов, зависящая от функционального состояния нейронов височных отделов коры, подверженных быстрому истощению. После сна или длительного периода спокойствия состояние слуховой функции улучшается, а после слуховых нагрузок (например, нахождение в шумном помещении) ухудшается.
В отличие от сенсорной алалии при нарушениях слуха аудиограмма имеет стабильных характер, что говорит о снижении остроты слуха.
2. Нарушение восприятия, понимания речи.
Чтобы представить, как ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь, нужно вспомнить ваши ощущения, когда вы слышите речь на незнакомом иностранном языке. Это звучащий поток, из которого не выделяются слова и фразы. Лишь иногда происходит узнавание знакомого слова без его связи со словесным окружением.
3. Трудности установления связи между звучащим словом и его значением.
В норме овладение словарем происходит довольно быстро. Для запоминания нового слова ребенку достаточно пятикратного предъявления, после чего устанавливается тесная связь между словом и обозначаемым им предметом. При сенсорной алалии ввиду трудностей образования этой связи требуется куда как большее число повторений: 20-30 - для звукоподражаний (“му”, “ав-ав”, “мяу”, “би-би” и др.), 150-200 - для обычных слов. Это происходит по двум основным причинам:
а) изменчивость восприятия звуковой оболочки слова из-за трудностей распознавания звуков (слово не опознается как знакомое, так как каждый раз слышится по-разному);
б) слабость установления условно-рефлекторных связей между звучащим словом и предметом (слово узнается как знакомое в потоке речи, но ребенок не понимает, что оно означает – т.н. феномен “отчуждения смысла слова”).
4. Эхолалии.
Под эхолалией понимается автоматическое повторение за окружающими слов, фраз, их обрывков. Обычно эхолалия носит неосознанный характер. При этом ребенок, повторяя, может воспроизводить слышимую интонацию.
Сам по себе симптом эхолалии нельзя рассматривать отдельно от вышеперечисленных симптомов, так как он характерен и для таких нарушений, как аутизм, “лобный синдром”. Иногда эхолалии наблюдаются у некоторых детей с нормальным речевым развитием в период активного овладения речью.
5. Гиперакузия
Для гиперакузии характерна болезненная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих. Шорохи, шум воды, тиканье часов могут вызывать у ребёнка дискомфортные ощущения. Он плачет, закрывает уши руками. Испытывая дискомфорт, ребёнок старается избегать шумных помещений, пытается уединиться. Звуковая дорожка к мультфильмам часто воспринимается им крайне негативно – он криками и плачем дает понять, что не хочет смотреть мультфильм, пытается выключить телевизор или компьютер.